Спортивные мотоциклы — мотоциклы для участия в спортивных соревнования (гонках). За более чем столетнюю историю мотоциклы претерпели большие изменения, начиная от обычных приспособленных для участия в соревнованиях, до специализированных, созданных для конкретного вида соревнований, таких как шоссейно - кольцевые гонки, супер-мото, мото-кросс, спидвей, гонки по льду.
Шоссейно-кольцевые гонки.
Современный спортбайк — Спортбайки выпускаются с 2-тактным двигателем в классах 50, 125, 250 куб. см. и с 4-тактным двигателем в классах 250, 400, 600, 750, 1000 куб.см. и более. При этом в создании спортбайка основной упор делается на получение максимальной мощности от двигателя и максимальной управляемости на высоких скоростях. Особенностями спортбайка являются:
- Спортбайк полностью закапотирован пластиковой обшивкой для уменьшения сопротивления воздуха. Гражданская версия имеет всю необходимую дорожную светотехнику, спортивная версия делается без фар и указателей поворота — на треке они не нужны.
- Двигатель спортбайка, как правило, или 4-цилиндровый рядный (все японские спортбайки и BMW, а также итальянская MV Agusta), или 2-цилиндровый V-образный (все итальянские спортбайки кроме MV, Suzuki TLR, Honda VTR). Реже используются другие конструкции — 4-цилиндровый V-образный (технология, идущая из MotoGP, где её используют Honda, Yamaha и с недавнего времени Ducati), 3-цилиндровый рядный (Benelli, Triumph), 1-цилиндровый (125 см³ 2-тактные спортбайки), 2-цилиндровый рядный (Kawasaki Ninja 250), 2-цилиндровый оппозитный (BMW). Двигатели жидкостного охлаждения, часто с маслорадиатором, размещённые поперёк рамы. Мощность двигателей 125 куб.см. 2-тактных — 30-35 л.с., 250 куб.см. 4-тактных — 40-45 л.с., 400 см³ — 60-75 л.с., 600 куб.см. — около 120 л.с., 750 куб.см. — до 150 л.с., 1000 куб.см. — 180—201 л.с. (гражданские) и 210—250 л.с. (гоночные), более 1000 куб.см. — 190—205 л.с. Все двигатели атмосферные, некоторые снабжены инерционным наддувом. Спортивные мотоциклы с турбокомпрессором и впрыском закиси азота (участвуют только в драг-гонках) имеют мощность более 300 л.с.
Подклассами этого класса являются спорт, суперспорт и спорт-турист. Суперспорт отличается 4-цилиндровыми двигателями кубатурой более 1000 куб.см. (Kawasaki ZX-12R и ZX-14R, Suzuki GSX-1300R), спорт-турист — меньшей мощностью двигателей и приспособленностью под дальние поездки по асфальту: посадкой, близкой к классической, креплениями под кофры, развитой ветрозащитой (Honda CBR-1100XX Blackbird, Yamaha FJR-1300, Kawasaki GTR-1400). Некоторые спорт-туристы имеют карданный привод заднего колесаСпортбайк создаётся с максимальным применением легкосплавных деталей — рама, колёса, маятник, детали вилки, траверсы. За счёт этого на гражданских спортбайках с двигателем объёмом 1000 куб.см. удаётся достичь сухого веса 180 кг и соотношения мощности к весу 1:1. При этом используются технологии конструкции подвесок, максимально уменьшающие неподрессоренную массу: картриджные вилки перевёрнутого типа и моноамортизаторы — с полным набором регулировок, консольные маятники и т. д. Всё это делается для улучшения управляемости мотоцикла, которая становится практически эталонной.- Угол крепления вилки спортбайка делается минимальным для улучшения управляемости. Но так как мотоциклы с такой конструкцией рулевой колонки подвержены вобблингу, то спортбайки (большая часть уже с завода) оснащены рулевымдемпфером, по конструкции напоминающим автомобильный амортизатор — он гасит колебания руля, не допуская потери управляемости и падения.
- Спортбайк оснащается максимально производительными тормозами. На них используются дисковые тормоза с радиальным жёстким креплением суппортов, лепестковые карбоновые диски, армированные тормозные магистрали, на спортбайках Buell тормозной диск крепится на обод колеса, чем достигается его наибольший диаметр и наибольшая эффективность. Такие тормоза могут обеспечить водителю быстрое и контролируемое торможение со скорости 250 и более км/ч., на которых проходятся прямые участки трека, до 100—120 км/ч., на которой проходятся повороты.
- Спортбайк оснащается прямоточной или полу-прямоточной выпускной системой, задача которой — быстрый отвод газов от двигателя и выпуск их в задней части мотоцикла без задержек в глушащих звук элементах. Детали такой системы часто изготавливаются из карбона. Отсюда ещё одна особенность мотоциклов такого типа — громкий звук выхлопа.
- Резина на спортивные мотоциклы ставится особая, для гонок на треке — слик (резина без рисунка протектора), для гражданского использования — специальная резина, обеспечивающая максимальную эффективность торможения и управления. Обычный размер колёс на спортбайках — 17 дюймов, обычная размерность резины — 120/70 спереди и 160—190/55 сзади (первая цифра означает ширину резины в миллиметрах, вторая — высоту в процентах от ширины).
- Посадка пилота на спортбайке диктуется требованиями к минимизации воздушного сопротивления и максимальной управляемости в поворотах. Поэтому подножки пилота подняты и отодвинуты назад, а сам пилот сидит, сильно наклонившись вперёд, во время гонки — лёжа на баке. Такая посадка удобна для управления, но не рассчитана на длительную езду. По этой же причине пассажирское сиденье на гражданских спортбайках не рассчитано на длительную езду пассажира на нём, а на многих мотоциклах его нет вовсе — на его месте стоит аэродинамический колпак.
- Поскольку пилотирование спортбайка (особенно по треку) — задача достаточно сложная и опасная, он выдвигает самые высокие требования к умению водителя и к защитной экипировке, которая делается с максимальной степенью защиты от удара и стирания об асфальт. Однако, высокие скорости делают вождение этого типа мотоциклов довольно опасным, подтверждение чему — спортбайки занимают первое место по количеству аварий и количеству погибших в них.
- Использование высоких технологий обуславливает высокую цену. Так, гражданская Honda CBR-600RR стоит 12000 долларов, гоночная Honda CBR-600RR Hannspree — 87000 долларов.
.Мотоциклы этого класса появились первыми и с тех пор всегда являются «мотоциклами на каждый день». Конструкция этих мотоциклов отличается простотой и удобством обслуживания, хотя в современных классических мотоциклах используются многие технологии, пришедшие из спорта. Современный классический мотоцикл может быть любой кубатуры — от 50 до 2000 куб.см. — но то, что объединяет их все в один тип — это геометрия, обеспечивающая прямую (так называемую «классическую») посадку пилота, когда он сидит ровно, не отклоняясь и не опираясь на руль. Такая посадка весьма удобна для длительной езды, и все мотоциклы создаются с учётом этого. Двигатели классических мотоциклов обычно средне форсированные для достижения максимального ресурса, который у японских мотоциклов составляет 100000 км и более. Классический японский мотоцикл имеет следующие характерные особенности:
- Рядный 4-цилиндровый двигатель, часто воздушно-масляного охлаждения;
- Стальная полудуплексная или дуплексная рама с несъёмным подрамником;
- Минимум пластиковой облицовки — крылья, боковые крышки, хвост;
- Обычная нерегулируемая вилка, парные амортизаторы (в более современных мотоциклах — моноамортизатор), цепной привод;
- Полноценно двухместное сиденье и багажник, рассчитанный на крепление кофра;
- Руль (реже клипоны — руль из двух половинок) такой высоты, чтобы пилот сидел ровно, не наклоняясь вперёд;
- Достаточно вместительный бак, небольшой набор опций и бортового оснащения;
- Легкосплавные диски (от спицованных давно отказались).
Представители классических японских мотоциклов : Honda CB-1300, Yamaha XJR-1300, Suzuki GSF-1200 Bandit, Kawasaki ZRX-1200.
Из спорта пришёл другой тип классических мотоциклов — стритфайтер (от англ. street fighter — уличный боец). По сути это — спортбайк без пластика, многие стритфайтеры-кастомы так и делаются — спортбайк «раздевается» и на нём остаётся минимум облицовки, необходимый для езды по городу. Серийные стритфайтеры создаются на базе двигателей и других частей спортивных мотоциклов, при этом двигатели дефорсируются на 20-25 %, а прочие элементы конструкции упрощаются для удешевления их, но без серьёзного снижения ходовых качеств. Такими мотоциклами являются Honda CB-600F и CB-900F Hornet, Yamaha FZ-6 и FZ-1, Suzuki GSR-600 и SV-1000S, Kawasaki Z-1000 и др. Появление их на дорогах — своеобразная дань моде на быструю езду.
Классические мотоциклы часто используются для дальних поездок, и они образовали третий тип — туристические мотоциклы. Они отличаются большой кубатурой, наличием пластикового обтекателя (некоторые модели полностью закапотированы в пластик) и являются переходным классом между классическими и спортивно-туристическими мотоциклами. В отличие от последних их мощность ниже и они не так заточены под быструю езду, многие модели имеют двигатель воздушно-масляного охлаждения. Такие мотоциклы имеют бак большого объёма, оснащаются тремя кофрами и представляют собой отличный транспорт для дальних поездок по асфальту.
Туристические мотоциклы. Эти мотоциклы являются флагманами модельного ряда фирм, их выпускающих, стоят очень дорого и предназначены для путешествий с комфортом. Количество опций, которыми они оснащены, делает их сравнимыми с автомобилями представительского класса, размеры багажных кофров позволяют уложить туда всё необходимое, а условия на водительском и пассажирском местах не оставляют желать лучшего. Недостатком этого класса являются большие размеры и вес, что усложняет езду на них в городе (но не забываем, что их стихия — загородная трасса) и цена.
Прямой противоположностью этого типа являются малокубатурные классические мотоциклы, назначение которых — езда по городу каждый день. Они выпускаются с кубатурой 125-150-200-250 куб.см., имеют 1 или 2-цилиндровый двигатель, примитивны по конструкции — но тем не менее являются самыми популярными мотоциклами в мире. Главное их достоинство — дешевизна, что делает их доступными для практически любого человека, например Yamaha YBR 125 стоит 82000 рублей, «всепролазность» в городе, где они являются идеальными для езды по пробкам, а также дешевизна эксплуатации — такой мотоцикл потребляет до 3 литров на 100 км, запчасти и расходные материалы к нему также недороги. Такой мотоцикл в состоянии обеспечить владельцу нормальную езду на скорости 60-90 км/ч., что для города достаточно. Основное количество выпускаемых в мире мотоциклов, которые производятся большими тиражами в Китае, являются как раз такими мотоциклами.
Круизер — стиль мотоциклов, сформированный в большей части благодаря компании «Harley-Davidson», которая специализируется на выпуске мотоциклов этого класса (изначально и до сих пор большая часть модельного ряда Harley-Davidson состоит из круизеров и туреров.
С тех пор и по сей день круизеры сохраняют свои элементы стиля и особенности конструкции. Классический круизер имеет следующие особенности:
- 2-цилиндровый V-образный двигатель, чаще всего жидкостного охлаждения, но с развитым оребрением цилиндров, угол развала цилиндров в большей части моделей 45 градусов;
- Стальная дуплексная или полудуплексная рама;
- Достаточно развитая пластиковая (на некоторых мотоциклах частично стальная) облицовка — глубокие крылья, большие боковые крышки;
- Спицованные колёса одинакового или примерно одинакового диаметра (переднее — 17-18 дюймов, заднее 15-16 дюймов), основное отличие которых — заднее колесо выполняется заметно шире;
- Максимум хромированных деталей. Хромом покрывается всё что возможно — вилка, трубы выпускной системы и глушители, двигатель, руль, фара, траверсы, колёса и спицы, корпус воздушного фильтра, на мотоцикл устанавливается много хромированных накладок. Законодателем моды в этом выступают мотоциклы Harley-Davidson;
- Вилка с близким к классическому углом к дороге;
- Привод заднего колеса выполняется ремнём (Harley-Davidson и некоторые японские чопперы), цепью (большинство чопперов кубатурой до 800 куб.см.) и карданным валом (Yamaha и большинство чопперов кубатурой от 1100 куб.см.);
- Раздельные сиденья, водительское сиденье большого размера, пассажирское сиденье часто со спинкой;
- Руль особенной формы, достаточно широкий и такой, чтобы пилот сидел слегка отклонившись назад. Иногда встречаются ровные рули, тогда посадка с отклонением назад достигается за счёт выносов. Руль и подножки расположены так, чтобы пилот сидел слегка отклонившись назад и держа ноги впереди себя, около двигателя;
- Кожаные кофры в виде сумок. Спереди часто вешается цилиндрический кофр — «батон»;
- Каплевидный бак, на некоторых мотоциклах весьма большой, с вмонтированным в него спидометром;
- Несмотря на особенности стиля, большинство круизеров оснащено весьма комфортабельной задней подвеской с одним или двумя амортизаторами, отлично поглощающими неровности дорог и облегчающими езду на большие расстояния;
- Круизеры часто оснащаются ветровым стеклом, при чём для дальних поездок это стекло делается довольно большого размера;
- Основная фара круизера делается в большом пуле-видном хромированном корпусе — гондоле. Круизеры часто оснащаются парными дополнительными фарами, крепящимися на вилке по бокам от основной (эта конструкция носит название «люстра»).
Классический чоппер имеет следующие характерные особенности, отличающие его от круизера:
- 2-цилиндровый V-образный двигатель, почти всегда воздушного охлаждения, угол развала цилиндров почти всегда 45 градусов;
- Рама с поднятой вверх рулевой колонкой;
- Минимум пластиковой (а лучше стальной) облицовки — узкие и укороченные крылья, боковые крышки;
- Колёса сильно отличающихся размеров: переднее большого диаметра (19-21 дюйм) и узкое, заднее небольшого диаметра (15-16 дюймов) и достаточно широкое;
- Вилка с довольно большим углом к дороге. На мотоциклах, сделанных под старину, да и на некоторых новых устанавливается рычажная вилка (springer) или параллелограмная (girder), которые лучше работают при угле наклона вилки к дороге близком к 45 градусам;
- Водительское сиденье сравнительно небольшого размера, пассажирское сиденье часто весьма символического размера, а то и вовсе отсутствует. Впрочем, есть варианты сидений, не отличающиеся от круизёрных, с высокой спинкой типа сисси бар;
- Руль особенной формы, достаточно высокий и сильно изогнутый. Иногда встречаются ровные рули типа драгбар, снабжённые большими выносами;
- Весьма небольшой бак, так как этот мотоцикл не рассчитывается на длительную езду;
- Задняя подвеска зачастую выполняется жёсткой — типа хардтейл, при чём на многих серийных мотоциклах ради этого удаляют задний амортизатор, заменяя его распоркой. Многие модели чопперов снабжены подвеской типа софтейл, имитирующей жёсткую подвеску, но снабжённой амортизатором;
- Панель приборов отсутствует — есть только спидометр в хромированном корпусе да несколько контрольных ламп;
- Светотехника и зеркала выполнены в стиле минимализма — фара и стоп-сигнал небольшого размера, зеркала также маленькие.
Вообще круизеры — наиболее консервативный класс мотоциклов. В нём до сих пор используются двигатели с нижним расположением распредвалов, являющиеся анахронизмом по конструкции, инжектор на них появился сравнительно недавно, в них используется минимум лёгких сплавов, а многие чопперы кубатуры до 800 куб.см. имеют задний барабанный тормоз. Но в то же время, благодаря кинематографу и рекламе, чоппер классического вида сохраняет свой неповторимый стиль, обладающий магнетизмом — стиль байкерской жизни. Именно этот стиль обеспечивает классу коммерческий успех до сих пор.
Помимо основных представителей данного класса, существует ещё несколько типов мотоциклов, относящихся к нему: дрегстер, люкс-круизер, пауэр-круизер и кастом.
Дрегстер — это чоппер с 4-цилиндровым двигателем дорожного мотоцикла и соответствующими тормозами, подвесками и прочим. Наиболее популярным дрегстером является Yamaha V-Max. Популярности классу добавил фильм «Безумный Макс», где герои ездят на мотоциклах Kawasaki KZ-1000 1977 года. С тех времён периодически в модельном ряду разных фирм появляются мотоциклы этого класса, популярность которых базируется на их скоростных характеристиках, на прямых участках способных составить конкуренцию спортбайку.
Люкс-круизеры — как правило флагманы модельного ряда тех или иных производителей мотоциклов данного класса. От круизеров они отличаются тем, что здесь для дальних поездок предусмотрено максимум удобства и оснащения. Люкс-круизеры оснащаются ветрозащитой в виде пластикового обтекателя с встроенной фарой, пластиковыми обтекателями для ног, заводскими пластиковыми кофрами и большим списком дополнительного оборудования, аналогичного мотоциклам типа «люкс-турист». В целом этот класс являет собою переходной между круизерами и люкс-туристами, и представлен всего несколькими моделями — это основоположник стиля Harley-Davidson Ultra Classic Electra Glide, а также Victory Vision, Honda Valkyrie Interstate и Yamaha Royal Star Venture.
Пауэр-круизер — веяние современной моды на мощность и скорость. Это круизер с двигателем большой кубатуры мощностью более 100 л.с., соответствующей конструкцией, тормозами, вилкой перевёрнутого типа и т. д. Такие мотоциклы были созданы в XXI веке — это Harley-Davidson VRSCA V-Rod, Honda VTX-1800, Suzuki M-109R Intruder, Yamaha XV-1700 Warrior, Kawasaki VN-1500/1600 Mean Streak и другие. Их особенность — внешность как у круизеров, скоростные качества как у спортбайков.
Кастом — это особый стиль среди мотоциклов. Большинство кастомов входят в класс чопперов, и представляют собой мотоциклы, построенные на заказ частично из серийных деталей (двигатель, тормоза, колёса и т. д.), частично из созданных самим изготовителем (рама, бак, крылья). Такие мотоциклы создаются как отдельными энтузиастами кастомайзинга, так и выпускаются индивидуально или мелкими сериями различными специализированными компаниями (American Iron Horse, Orange County Choppers, Custom Chrome, Big Bear Choppers и другими). Кастомайзинг — построение своих собственных мотоциклов — тема достаточно широкая, так как задача ставится создать нечто уникальное, мотоцикл, не похожий ни на один из уже существующих.
Название класса от английского слова endurance — выносливость. Это класс мотоциклов, предназначенный для езды по плохим дорогам, а то и вовсе бездорожью. В зависимости от специализации выделяют несколько типов, которые имеют общие характеристики.
Основными особенностями класса являются:
- Конструкция мотоцикла с длинноходными подвесками, предназначенными для преодоления неровностей бездорожья;
- Спицованные колёса с рисунком протектора двойного назначения, то есть рассчитанной на езду не только по асфальту, но и по грунту;
- Большая часть эндуро имеет 1-цилиндровый двигатель, туристические эндуро кубатурой от 650 куб.см. — 2-цилиндровый V-образный с углом развала цилиндров 45-60 градусов. Исключение составляют Yamaha с 2-цилиндровым рядным двигателем и BMW с 2-цилиндровым оппозитным;
- Высокий и широкий руль с перемычкой и защитой рук, полудуплексная рама;
- Большое переднее крыло, призванное защитить пилота от грязи, летящей в лицо.
В классе эндуро есть несколько типов мотоциклов, которые заметно отличаются друг от друга по конструкции. Это кроссовые мотоциклы, собственно эндуро, туристические эндуро, так называемые «паркетные» эндуро, мотарды, триальные мотоциклы.
Кроссовый мотоцикл — дитя мотогонок по пересечённой местности, а то и вовсе по бездорожью, эксплуатация его на дорогах общего пользования запрещена. Особенности:
- Длинноходные жёсткие подвески, способные выдержать прыжки и езду по всему, где пилоту вздумается проехать;
- Минимум пластика — крылья, облицовка, бак. Пластик делается эластичным, чтобы не разлетался при ударе об препятствия;
- Большие спицованные колёса (переднее до 21 дюйм, заднее до 19 дюймов), «злая» резина с большими грунтозацепами;
- Двигатель только 1-цилиндровый, 2-тактный объёмом 50, 65, 85, 110, 125, 250 куб.см., или 4-тактный 4-клапанный объёмом 125, 150, 250, 450 куб.см., жидкостного охлаждения с «сухим» картером — смазка происходит из маслобака (это делается для того чтобы в любом положении двигателя не возникало масляное голодание);
- Длинное жёсткое сиденье, рассчитанное на то что трасса проходится стоя на подножках, небольшой бак;
- Нет светотехники и панели приборов, слабые простые тормоза (на грунте их хватает с головой);
- Прямоточная выпускная система, на 2-тактных мотоциклах — с резонатором (улиткой). Кроссовые мотоциклы имеют очень громкий выхлоп;
- Кроссовые мотоциклы строятся с минимизацией веса. Поэтому на них нет электростартера и аккумулятора — только кик-стартер.
- Вплотную к кроссовым мотоциклам подходит класс хард-эндуро (жёсткий эндуро). Отличия заключаются в большей приспособленности хард-эндуро для гражданского использования — наличие на них минимальной светотехники, панели приборов, на некоторых моделях есть электростартер. В остальном всё то же — жёсткие подвески и спортивная направленность. Хард-эндуро выпускаются также в кубатуре 400, 450, 600 и 650 куб.см., при чём двигатели большой кубатуры иногда бывают с воздушным охлаждением.
Обычные «гражданские» эндуро отличаются от спортивных моделей большей адаптацией под двойное назначение — эксплуатацию также и на дорогах общего пользования. Поэтому гражданские эндуро, внешне похожие на кроссовые мотоциклы, отличаются от них следующим:
- Подвески мягче, рассчитанные на езду сидя на сиденьи, а не стоя на подножках;
- Резина двойного назначения, рассчитанная на езду как по грунту, так и по асфальту (шипастая грунтовая резина на асфальте почти не управляется);
- Менее форсированный двигатель, рассчитанный на большой ресурс, система смазки с маслом в картере, выхлопная система с нормальным глушителем;
- Полный комплект светотехники, электростартер и аккумулятор;
- Более мощные тормоза, часто с лепестковыми дисками;
- Наличие багажника, сиденье приспособлено для езды вдвоём, более объёмный бак;
Гражданские эндуро выпускаются с 4-тактными 1-цилиндровыми двигателями объёмом 125, 200, 250, 400, 450, 650 куб.см.
Туристические эндуро — класс, ведущий своё начало от ралли « var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }